Россия
Армения
Казахстан
Беларусь
Кыргызстан
Узбекистан
Азербайджан
Рудомино Маргарита Ивановна
Иткина Зинаида Аркадьевна
Клевенский Марк Митрофанович
Каратыгина Вера Александровна
Чаушанский Дмитрий Николаевич
Лерман Борис Иосифович
Сурдутович Александр Григорьевич
Пахмутова Александра Николаевна
Каримуллин Абрар Гибадуллович
Попов Серафим Алексеевич
Канаматов Хамит Абулович
Волков Юрий Николаевич
Варавва Иван Федорович
Фатьянов Алексей
Стржельчик Владислав Игнатьевич
Коган Семен Израилевич
Хузе Ольга Фёдоровна
Саньков Василий Федорович
Стрекалов Василий Иванович
Перкова Татьяна Андреевна
Обойщиков Кронид Александрович
Белолипецкий Николай Александрович
Патук Иван Иванович
Никитина Нина Ивановна
Курская областная универсальная научная библиотека имени Н.Н. Асеева
Усков Владимир Викторович
Лихачёв Иван Иванович
Фиников Николай Федорович
Борисов Николай Николаевич
Лукьянова Кима Евгеньевна
Игнатов Пётр Карпович
Борзов Фёдор Иванович
Клешня Семен Владимирович


Список историй

Фатьянов

Алексей Иванович

История предоставлена Информационно-правовым библиотечным центром «Интеллект» город Вязники, Владимирская область.
http://library-vyazniki.vld.muzkult.ru/about/

Алексей Фатьянов - русский советский поэт, участник Великой Отечественной войны, автор многих популярных в 1940—1970-х годах песен (на музыку Василия Соловьёва-Седого, Бориса Мокроусова, Матвея Блантера и других композиторов).

К сожалению, автор прожил очень короткую жизнь. Кто знает, сколько еще прекрасных стихов он смог бы написать, и сколько бы на них создали песен. Тем не менее, Фатьянов оставил потомкам огромное наследие из произведений, строки которых звучат в популярных эстрадных композициях и кинофильмах по сей день.

Родился Алексей Иванович 5 марта 1919 года в деревне Малое Петрино, которая находится во Владимирской области, в городе Вязники.

Маленький Алеша Фатьянов
Дом, где родился А. Фатьянов. Вязники
В конце двадцатых годов семья Фатьяновых переезжает в Подмосковье. Алексей Иванович поступил в студию театральной школы им. А.Д. Попова при Центральном театре Красной Армии. Вскоре Фатьянова вводят в штат, и он получает первые роли в спектаклях. В 1938–1939 годах Фатьянов уже успешно гастролирует с театром по всей стране вплоть до Дальнего Востока.

Фатьянов в роли комбата Борисова в спектакле «Артиллеристы»

С 1940 года Алексей Иванович служил в ансамбле Орловского военного округа. В эти годы Фатьянов начинает свою творческую деятельность, он много пишет, публикует свои первые очерки и стихи в орловской областной газете.
В июне 1941 года, при передислокации частей, ансамбль оказывается в авиа гарнизоне под Брянском. Здесь Фатьянова и застало начало Великой Отечественной войны. С первых же дней войны Алексей Иванович дает до трех выступлений в день перед бойцами, ему приходится писать сатирические частушки и сценки, поэмы и песни на злобу дня. Кроме того, Фатьянов неоднократно обращается к командованию с просьбой направить его на фронт:

«Товарищ дивизионный комиссар! Нет больше сил оставаться в прифронтовых полосах и заниматься литературной работой в то время, когда все мои друзья, братья и товарищи на фронте отдают свои жизни и кровь. А я за месяц войны истратил только полбутылки чернил. Прошу отправить меня на любые работы на фронт, так как я могу владеть тремя оружиями: словом, пером, винтовкой. Рядовой Фатьянов»
Но во всех просьбах ему было отказано. Правда его часть находилась непосредственно в зоне боевых действий. Первое ранение настигает Фатьянова при прорыве ансамбля из вражеского окружения. После госпиталя он был направлен в войска Южно-Уральского округа.
В самый разгар войны, весной 1942 года, Алексей Фатьянов познакомился с композитором     В.П. Соловьевым-Седым. В содружестве с ним Алексей Иванович стал автором песен, которые вскоре запела вся страна: «Ничего не говорила», «Давно мы дома не были», «Где ж ты, мой сад?», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «Наш город» («Песня о Ленинграде») и многие другие. В 1942 году, в этом же содружестве рождается одна из самых значимых и популярных, как на фронтах, так и в тылу, песен Великой Отечественной войны – «Соловьи». 
 Маршал Г. К. Жуков назвал песню «Соловьи» одной из лучших песен военной эпохи. В воспоминаниях другого поэта-фронтовика Михаила Луконина есть такие слова: «Как мы пели: соловьи, соловьи, не тревожьте солдат… А как замечательно пел сам Фатьянов. Помню даже слезы на глазах Твардовского».
Фатьянов и Соловьев-Седой
Следующая картинка
Автограф песни «Соловьи», 1944г.
Нажать сюда!
А. Фатьянов рассказывает о создании песни «Соловьи»
Вот что рассказал Соловьев-Седой:

«...Это было в начале марта 1945 года, всего за два месяца до Дня Победы. В нашу 10-ю гвардейскую армию тогда приехала бригада артистов Рижской филармонии... Под зрительный зал оборудовали большую госпитальную палатку. Перед эстрадой в несколько рядов положили длинные бревна, которые заменили кресла... Надо ли говорить о том, что в госпитальной палатке некуда было упасть не только яблоку, но даже маковому зернышку. На тесноту, однако, никто не жаловался. Еще бы — концерт! Довольны были даже те, кто не сумел проникнуть в «зрительный зал». Брезентовые стены палатки свободно пропускали слова и музыку, и они были слышны далеко за ее пределами...

— А сейчас, товарищи, артистка нашей филармонии — конферансье назвал фамилию певицы — исполнит песню композитора Соловьева-Седого на слова Фатьянова «Соловьи, соловьи...». Зал приветствовал артистку вежливыми аплодисментами. Аккомпаниатор дал вступление, и артистка запела. Первые же слова песни оглушили слушателей:

Пришла и к нам на фронт весна,

Солдатам стало не до сна...

Это было настолько реально, что даже не верилось, что песня написана вчера или позавчера, а не сейчас, сию минуту, вот здесь, в этой санитарной палатке. А певица продолжала:

Не потому, что пушки бьют,

А потому, что вновь поют,

Забыв, что здесь идут бои,

Поют шальные соловьи.

Всякая бывает тишина. Но та, что воцарилась в госпитальной палатке и за ней, была необычной, необыкновенной какой-то: я бы сказал, неестественной. Все, будто завороженные, впились горящими глазами в певицу и ждали, ждали новых слов и новой мелодии...

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят.

Нет! За всю войну не приходилось слышать такой песни. А их, песен, было много, разных и хороших, хватавших за душу и разрывающих на части сердце, поднимавших в атаку, развеселых в часы короткого отдыха. А в этой было все, будто она аккумулировала все чувства воедино.

И когда песня окончилась, никто не шелохнулся. Молчал зал, молчала певица, плетьми повисли руки аккомпаниатора. И за палаткой стояла тишина. Я повернул голову и был ошеломлен еще больше. В окне палатки я увидел лицо молоденького солдата. По нему струились слезы, прокладывая тонкие белые бороздки на его закопченных порохом щеках».

Войну рядовой Фатьянов закончил в действующей армии, при взятии Сехешфехервара он был ранен.
Т. Дашкевич «Фатьянов»
Из книги Татьяны Дашкевич «Фатьянов»:

«…ранним утром 9 мая, в среду Светлой Пасхальной седмицы, многие проснулись от звуков автоматной пальбы. Сонные люди еще не совсем понимали, что происходит. В открывшихся в дни войны храмах шла служба, посвященная празднованию Касперовской иконы Божией Матери. Пели в церквах благовестное «Христос воскресе из мертвых…». Молящиеся тревожно прислушивались к уличным звукам — звукам учащающейся пальбы.
Но эти выстрелы были предтечей долгожданного победного салюта.
Начиналось всемирное, всемерное и всенародное торжество… Такого празднования Пасхи Христовой не видал белый свет. Великая Победа свершилась на крови, унеся жизни двухсот миллионов советских людей против четырех миллионов жизней фашистов… Но все оставшиеся в живых не могли и не хотели скрывать праведного ликования. Они радовались тому, что жизнь продолжается, и они остались для нее, чтобы вернуться домой. «Давно мы дома не были», — как и Фатьянов говорили сотни тысяч солдатских уст. «Поскорее возвращайся домой», — отвечали каждому миллионы женских и детских сердец».

Друзья-однополчане
В годы Великой Отечественной войны А.И. Фатьянов был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За победу над Германией».
Фатьянов и Борис Мокроусов
После войны поэт пишет такие песни, как «В городском саду», «Золотые огоньки», «По мосткам тесовым...», «Поет гармонь за Вологдой», «Мы люди большого полета». Между тем круг композиторов, сотрудничавших с Фатьяновым, заметно расширяется. Теперь он работает Б. Мокроусовым, Н. Богословским, М. Блантером, А. Новиковым, А. Хачатуряном. Широкую известность получили песни Фатьянова к спектаклю «Свадьба с приданым» («Хвастать, милая, не стану», «На крылечке твоем», «Зацветает степь лесами»). В эти же годы начинается работа Фатьянова в кино. Он пишет песни для многочисленных фильмов: «Небесный тихоход» («Перелетные птицы», «Потому что мы пилоты», «Пора в путь-дорогу»), «Свадьба с приданным» («Хвастать милая не стану…»), «Большая жизнь» («Три года ты мне снилась»), «Весна на Заречной улице» («Когда весна придет»), «Без вести пропавший» («Караваны птиц...»), «Иван Бровкин» («Ромашка моя») и др. В 1957 году на экраны страны вышел фильм «Дом, в котором я живу», где прозвучала песня «За Рогожской заставой», благодаря которой скромная кино-мелодрама на фоне великой войны обрела невероятный масштаб народной трагедии.
«Весна на Заречной улице», исполняет А. Рыбников
«Первым делом — самолёты» («Небесный тихоход», 1945)
Поет А.Фатьянов. «Шумит под ветром Ладога»
В 1995 г. Алексей Иванович Фатьянов посмертно был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В честь Фатьянова в Вязниках с августа 1974 года проводится ежегодный Фатьяновский фестиваль поэзии и песни.
Фатьянов. Фотоархив